Творческая мастерская 2012 детского дома "Надежда"



Сегодня мы представляем вам творческую мастерскую детского дома "Надежда", которая была оборудована с помощью жителей города Дубна и нашего фонда.


Швейные машины, оверлок, ткани, нитки, иголки, краски, кисточки и прочие материалы позволяют детям заниматься творчеством. Развивать творческие способности детей это не значит растить будущих художников, дизайнеров и музыкантов, это значит развивать способность ребенка мыслить. Ребенок учится думать, не теряться в трудных ситуациях, быть уверенным в себе. Уже много лет бессменным руководителем мастерской является замечательный человек и опытный педагог Боброва Марина Михайловна. Это выдающийся человек, у которого хватает любви на своих троих детей, на детей из детского дома "Надежда" и на всех, кто ее окружает. Статья Бобровой Марины Михайловны "Профилактика отклоняющегося поведения подростков в детском доме на занятиях кружка "Творческая мастерская"" представляет интерес не только для специалистов, но и для широкого круга читателей.


Педагог дополнительного образования МБОУ детский дом «Надежда»
М.М. Боброва, г. Дубна, 2012 г.

"Профилактика отклоняющегося поведения подростков в детском доме на занятиях кружка "Творческая мастерская""
В детском доме дети проходят комплексную реабилитацию: медицинскую, психолого-педагогическую, социальную. Параллельно с реабилитацией осуществляется ряд дополнительных мероприятий - это организация отдыха и досуговая деятельность. Такая работа помогает детям справляться с низкой самооценкой, приобрести уверенность в своих возможностях, раскрыться, проявить творческий талант, приобрести умения и навыки в определенной деятельности.
Исследования в области художественной педагогики говорят о том, что искусство оказывает положительное влияние на детей.
Э.Сурно, известный своими работами в области эстетического воспитания, отмечал, что искусство является важным средством воспитания, влияющим на формирование мышления, воображения, эмоций и чувств.
Интеграция различных видов деятельности позволяет формировать интересы детей, их потребности, приобщить к различным видам деятельности, развивать творческую самостоятельность личности.
С этой целью на базе детского дома бала открыта «Творческая мастерская», где дети обучаются различным видам художественного творчества, как поделки из природного материала, лоскутное шитье, изготовление текстильных кукол, аппликации из ткани, вышивка лентами, бисероплетение, лепка из соленого теста, поделки из бумаги и картона.
Как заинтересовать детей ? Что нужно сделать, чтобы дети с удовольствием приходили на занятия и получали удовольствие от своего труда?
Ребенок, растущий с детства вне семьи, лишен самого и важного - безусловной любви. Для гармоничного развития ребенка необходимо создавать вокруг него много развивающее пространство, социокультурную среду, оптимальные условия для развития детского творчества.
Сухомлинский говорил, что воспитание прекрасным основывается на положительных эмоциях. Там, где начинается хоть малейшее принуждение детской души, об эстетическом воспитании не может быть речи. Заплаканный ребенок или расстроенный чем-то школьник не воспринимает уже ничего, даже самого трижды распрекрасного, которое его будет окружать и предлагаться. Прекрасное только тогда может восприниматься и быть прекрасным, когда ребенок эмоционально подготовлен к этому с замиранием сердца, с трепетом души ждет встречи с ним.
Необходимо было дать почувствовать ребенку, что он неповторим, что его любят, что все трудности можно преодолеть, что этот мир можно любить, каким несовершенным он не был.
Использование в «Творческой мастерской» природного материала было очень естественно и очень доступно для понимания каждого ребенка. Природные материалы, если к ним присмотреться, таят в себе целый мир образов. Каждый плод, каждое семечко, веточка или листочек имеют свою, только им присущую форму. Используя скрытые в природном материале возможности, дети могут создавать самые различные композиции, порожденные как впечатлениями от реальной действительности, так и богатой фантазией.
В процессе работы с природными материалами есть возможность понаблюдать за самостоятельностью ребенка, лучше узнать его интересы, ценности, личностное своеобразие. Дети учатся решать творческие задачи на уровне импровизаций, проявлять оригинальность при их решении, создавать творческие работы на основе собственного замысла.
А.В. Луначарский писал: «Мы устроены так, что чувственное для нас важнее, чем умственное». Очень важно, чтобы на занятиях в «Творческой мастерской» звучали не холодные, бездушные, хотя и правильные ответы учащихся, а ответы содержащие собственные переживания и впечатления, окрашенные яркими эмоциями детей, совершенно искренние выплески души и разума. Каждый всплеск эмоций, радостное озарение детских глаз вселяет в меня уверенность в своей работе и радость хоть маленькой, но победе.
Прикладное искусство таит в себе огромные возможности для развития творческой потенции, фантазии и интуиции, для ощущения ребенком радости ручного труда как творчества. Ребенок здесь имеет дело с самыми различными материалами и процессами.
Техника лоскутного шитья (печворк) позволяет превратить разноцветные кусочки ткани в оригинальные и красивые вещи - яркие салфетки, покрывала, пледы, изящные аксессуары и красочные панно. Это удивительное ремесло позволило создать в «Творческой мастерской» атмосферу тепла и уюта, которая так необходима нашим детям.
Лоскутное шитье стало визитной карточкой детского дома. Работы воспитанников детского дома два года представляются на городской выставке «Цветные фантазии». Работы детей никого не оставляют равнодушными . В этой технике работают даже мальчики, они создали настенное панно, которым очень гордятся. Ребенок видит, как серьезно оценивается его работа, поэтому и сам относится к ней всерьез. Они чувствуют себя творцами и способны создавать конкретные предметы творчества, через которые выражают свое отношение к миру.
Красота – это первая ступень в воспитании чувств, эмоциональной отзывчивости.
Только на эмоциональной основе устанавливаются прочные связи ребенка с окружающим миром и с удивительным миром искусства.
Красота и доброта идут всегда рядом. Красота, в каких бы она формах ни
проявлялась, если она одухотворена, очеловечена, всегда несет в себе добро. Встреча с красотой всегда оборачивается огромной радостью для ребенка.
Детская радость – это мощный эмоциональный импульс, созидающее начало в процессе становления личности.
Чувство радости и удовлетворенности ребята испытали, когда шили настенное панно «цветы полевые» - это была первая большая общая работа в технике . Каждый ребенок создал свой блок из кусков ткани, а затем все изготовленные блоки соединялись в одно большое и яркое панно. Каждый, кто принял участие в работе, старался показать свой блок гостям в «Творческой мастерской» и радость блестела в его глазах. И в каждой такой ситуации я стараюсь подтвердить слова ребенка и сказать добрые слова в его адрес. В такой ситуации дети стараются показать и другие блоки, называя другие имена детей, ведут гостей к другим своим работам, заинтересовывая пришедших. Для педагога – это счастье, видеть детей радостными и удовлетворенными.
Выполнение коллективных работ – это всегда бурные эмоции, где проявляются не всегда хорошие качества ребенка, но это развивает дружбу, взаимопомощь, сочувствие, сопереживание и т.д. Эти качества -это фундамент любого взаимопонимания человека человеком. И эти способности может формировать творчество.
В.А. Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка».
В «Творческой мастерской» мы используем предметную аппликацию из ткани для украшения предметов домашнего обихода – прихваток, грелок для чайников, салфеток и т.д. Сюжетный вид аппликации для изготовления тематических картин – это картина «В деревне», « И днем и ночью кот ученый , все ходит по цепи кругом…» по произведениям А.С. Пушкина, «На лугу», «Рождество христово», «Осень» и т.д.
Работа над современной и народной игрушкой помогает ребенку развить воображение, чувство формы и цвета, точность и аккуратность, трудолюбие, знакомит с традициями народного художественного творчества. Игрушка, выполненная своими руками, имеет большое значение в творческом развитии ребенка. Вещь, над которой он трудился, вкладывая в нее выдумку, фантазию и любовь, особенно дорога ему.
Очень хочется, чтобы у каждого ребенка была своя самодельная кукла!
Подготовительная работа изготовления куклы была кропотливой и требовала от детей заинтересованности и осознания всего процесса работы. Пусть у куклы не будет безукоризненно симметричных линий и четко вырисованных черт, но зато в ней будет что-то такое, от чего теплеет взгляд и нежной волной наполняется сердце. Кукла обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя.
Сделанные своими руками куклы несут в себе разные черты индивидуальности. Сейчас в «Творческой мастерской» детского дома целая выставка кукол – это русская девушка и парень, различные модницы, фермер, цыганка, жених с невестой, ангел и т.д.
Поездка ребят в дом интернат для престарелых людей, показ изготовленных кукол, поздравления с праздником «Днем пенсионера», очень трогает пожилых людей. С каким интересом престарелые люди рассматривают пошитых детьми кукол: они заботливо брали их в руки, разглаживали волосы, поправляли одежду, спрашивали как назвали куклу, кто её пошил и ребята с огромным удовольствием общались с пожилыми людьми. После такого общения ребята стали понимать, что труд и творчество нужно не только им, но и другим людям .
Показ кукол и положительная оценка пожилыми людьми их работ, «окрылила» подростков и дала почувствовать себя интересными, нужными, достойными и любимыми.
Общение детей из детского дома с пожилыми людьми из дома престарелых переросло в творческие идеи, а они нас вывели на создание «Города будущего» из соленого теста. Этот совместный проект был принят единогласно и жителями дома престарелых и ребятами из детского дома.
Из теста были вылеплены – дома различной формы, клумбы, машины, деревья ,животные.
Все постройки ребята раскрасили акварельными красками , выставили на большой лист фанеры и все, как говориться «…и стар, и млад…», группировали дома, создавая районы, автострады, зеленые массивы и т.д. «Город будущего» был показан на городской выставке «Цветные фантазии» и привлек особое внимание детей и взрослых.
Творить и созидать — это великолепные моменты нашей жизни, это радость и свет в душе. Лепить из теста — доступное занятие и для взрослых, и для детей. Это увлечение приносит помимо удовольствия и неоценимую пользу для здоровья тела и души. Активизируется работа пальцев рук, мозга и идет полное расслабление тела и души. Человек наполняется радостью, уходят заботы, стресс, а если он работает с любовью и желанием, то может отдохнуть и восстановить силы. Этот вид творчества объединяет, дает возможность общаться взрослым и детям между собой.
Создавая образ из теста дети испытывают удовольствие, что можно увидеть в мимике, жестах, отношении к себе и другим. Выражение различных эмоций – это и есть само по себе целительно!
Одной из любимых видов творчества детей в детском доме является бисероплетение. Бисероплетение формирует творческие способности детей разного возраста. Какими бы задатками ни обладал бы ребенок от природы, его творческие способности могут развиваться только в процессе труда, так как в процессе труда необходимо напрягать внимание, преодолевать некоторые препятствия, запоминать последовательность тех или иных операций . Все это развивает волю, укрепляет внимание и память. Очень важно развивать интерес к познанию и творчеству.
Ребята из детского дома освоили технику плетения из бисера ящериц, божьих коровок, стрекоз, раков, бабочек ,растений, цветов - лилий, роз, анютиных глазок, рудбекий, астр и т.д. Бисером дети украшают игольницы, косметички, резинки для волос.
Работа в этой технике требует усидчивости, терпения, трудолюбия. Обучающиеся учатся планировать свою работу, распределять время. А самое главное – работа с бисером и его заменителями вырабатывает у детей и подростков умение видеть прекрасное, стараться самостоятельно создавать что-то красивое, необычное.
Для создания комфортной обстановки в «Творческой мастерской» звучит не громко музыка, которая помогает снять эмоциональное напряжение и переключить детей на спокойную работу. Ребенок начинает себя чувствовать спокойно, расслабляется и увлекается процессом работы. Через творчество ребята получают новую информацию о себе: «я успешен», «у меня есть способности», «я признан другими», «мое мнение учитывается», «я могу справляться с трудностями».
Вышивка атласными лентами - этот вид рукоделия дает возможность реализовать любые «цветочные» фантазии и создавать настоящий эксклюзив. Выполненные в этой технике работы получаются объемными и яркими. Вышивка лентами приобщает обучающихся к миру вышивки, рисунка, фантазии, художественно-эстетической избирательности.
При вышивании отмечается особая, «домашняя» атмосфера взаимодействия с детьми, возможность обсудить многие животрепещущие вопросы. Когда занят новой работой, обсуждаешь с детьми как она будет оформлена, куда её повесим – идет позитивное планирование будущего, ты как будто вышиваешь это прекрасное будущее своими руками, стараешься сделать хоть один стежок для достижения поставленной цели. Во время рукоделия дети делятся своими мыслями и рассуждают вслух, что необходимо для выплеска негативных мыслей и чувств.
Очень часто для оформления открыток, украшений для помещений, изготовления цветов в «Творческой мастерской» мы используем бумагу, различной фактуры. Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем не сравнима (легкость обработки ,минимум инструментов).Способность бумаги сохранять придаваемую форму, известный запас прочности позволяет делать не только забавные поделки, но и вполне нужные вещи для повседневного обихода предмет (закладки, упаковки для подарков, подставки под карандаши и т.д.).
Любая работа с бумагой –складывание, вырезание, плетение -не только увлекательна, но и познавательна. Бумага дает возможность ребенку проявлять свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества. Дети постигают поистине универсальный характер бумаги и с приготовлениями более сложных, трудоемких и, вместе с тем, интересных изделий.
Собственноручное изготовление бумажных цветов – отличный способ самовыражения, который доступен всем. Такое занятие хорошо развивает художественный вкус, фантазию и воображение, мелкую моторику рук, усидчивость и аккуратность.
Цветы из бумаги – оригинальный и запоминающийся подарок к любому празднику.
Ведь при кажущейся простоте используемого материала – бумаги, из неё могут быть созданы настоящие шедевры, которые достойны стать самостоятельным подарком либо дополнением к основному. Такой подарок непременно придётся по вкусу каждому. Ведь, помимо прочих достоинств, подарки, сделанные своими руками, несут в себе частичку вложенной в них души.
Результат работы – дети с радостью дарили цветы, сделанные своими руками – удовольствие от проделанной работы, успех и радость! Между детьми и сотрудниками детского дома складываются открытые, доброжелательные отношения.
Самое важное условие раскрытия творческих способностей детей - это создание общей атмосферы комфортности, свободы и увлеченности, чтобы каждый ребенок сумел познать «радость успеха». Такая задача требует от взрослого особого внимания.
Создать атмосферу комфортную и в тоже время сосредоточиться на творческой деятельности помогает в «Творческой мастерской» - музыка.
Музыка влияет на духовную жизнь ребёнка и помогает распространять добро и красоту. Одна из важнейших воспитательных задач музыки – пробуждать положительные эмоции. Положительные чувства поощряют, пробуждают положительные мысли, положительные мысли - положительные действия. Музыка это наилучший успокоитель, возбудитель хорошего настроения, снимающий нервное напряжение.
Совмещать работу и пение в «Творческой мастерской» - это нормальное явление (главное не мешай другим работать). Лица детей меняются – становятся светлее и добрее, глаза наполняются блеском – это же прекрасно!
Задача педагога в детском доме постоянно обеспечивать эмоциональную поддержку, ощущение успеха, хвалить ребенка не за результат, а за любую попытку его достижения; необходимо найти хоть какую-нибудь сферу, в которой ребенок может оказаться успешным, реализовать себя. Работа в мастерской позволяет прежде всего развить и укрепить мотивацию социального самоутверждения ребенка. Пережив удовольствие от творческой активности и будучи оценен в этом коллективе, ребенок приобретает охоту к труду и происходит большой сдвиг в поведении ребенка.
В.А.Сухомлинсткий утверждал, что «… забота о здоровье ребенка – это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил… и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это прежде всего забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, венцом этой гармонии является радость творчества».
Занятия детей в «Творческой мастерской» позволяют пережить успех в той или иной деятельности, самостоятельно справляться с трудной ситуацией, поверить в свои силы, более спокойно относиться к неудачам, наладить отношения детей с друг другом. В процессе творческой деятельности создается атмосфера эмоциональной теплоты, признание ценности личности другого человека, забота о нем, его чувствах, переживаниях. У ребенка возникает необходимость быть успешным, получать радость и учиться чему-то новому, что является необходимым условием для развития подростка и предотвратить различные отклонения в поведении.

Литература:

1. Гордеева Н.А. «Первые шаги в мире искусства» Москва «Просвещение» 1998г.
2. Неменский Б. «Мудрость красоты» Москва «Просвещение» 2000г.2изд.
3. Дуганова Л.П. Исскуство как среда воспитания (аксиологический аспект) –М- 2011г.
4. Морозова Н.А. Воспитательная среда дополнительного образования –М-2011г.
5. Журнал «Школьный психолог» №14, издательский дом «первое сентября» 2009г.